Где можно ознакомиться с перечнем объектов культурного наследия?
На официальном сайте Минкультуры России размещен полный перечень объектов культурного наследия. На официальных сайтах региональных органов охраны объектов культурного наследия размещены списки памятников и выявленных объектов культурного наследия региона.
Как определяется историко-культурная значимость выявленного объекта культурного наследия при включении его в реестр памятников?
Историко-культурную значимость (категорию) выявленного объекта культурного наследия определяет эксперт государственной историко-культурной экспертизы, лицензированный на данную деятельность Минкультуры России.
Кто выступает заказчиком экспертизы на включение (отказ во включении) памятника в реестр?
Решение о включении либо об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия принимается региональным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия (далее – экспертиза). Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица (далее – заказчик) на основании договора между заказчиком и экспертом.
Как исключить памятник из реестра?
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» исключение объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – реестр) осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.
Исключение объектов из реестра осуществляется нормативным актом Правительства Российской Федерации по представлению Минкультуры России на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения – согласованного с органом местного самоуправления).
Как изменить категорию объекта культурного наследия?
Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия установлен статьей 22 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и предусматривает согласование принятия решения об изменении категории памятника истории и культуры с тем органом охраны объектов культурного наследия, в чьих полномочиях находится его государственная охрана.
Основанием для принятия решения регионального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения, изменении статуса выявленного объекта культурного наследия, иных решений является заключение государственной историко-культурной экспертизы. Данная работа проводится государственными экспертами, лицензированными Минкультуры России, в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 и Порядком определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, устанавливаемым правовым актом регионального Правительства.
Можно ли переместить памятник?
Да, можно, но такое перемещение должно быть обосновано и предварительно согласовано Минкультуры России. Решение о перемещении объекта культурного наследия может быть принято, когда это связано с необходимостью предотвратить повреждение, разрушение, уничтожение объекта культурного наследия от неблагоприятного воздействия окружающей среды, иных негативных воздействий неустранимого характера.
Подробный порядок и перечень необходимых для принятия решения документов размещен на официальном сайте Минкультуры России.
Ограничен ли перечень вариантов приспособления объекта культурного наследия под иные нужны, отличные от его первоначальной функции?
Законодательство лояльно к изменению функционального использования объектов культурного наследия при проведении работ по их приспособлению под современное использование. Основные ограничения по использованию объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон): не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
- под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
- под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
- под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ.
В остальных случаях, если это не противоречит иному законодательству, то Федеральный закон предусматривает изменение функции объекта.
Возможна ли корректировка уже установленного предмета охраны объекта культурного наследия?
Да, разработка документации по корректировке предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Корректировка предмета охраны включает в себя те же стадии, что и процесс разработки проекта предмета охраны, производится в соответствии с приказом Минкультуры России от 13.01.2016 № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона.
Стоит ли отказываться от покупки здания, обладающего статусом памятника?
Не всегда статус памятника играет против здания. Конечно, существуют дополнительные ограничения, связанные с получением дополнительных документов о региональном органе охраны объектов культурного наследия, но есть и ряд плюсов. Состав проектной документации по сохранению объекта культурного наследия гораздо меньше по объему (и соответственно времени изготовления) в сравнении с объемом проектной документации в соответствии с требованиями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
При определенных условиях допустимо увеличение основных характеристик памятника, допустимых на основании разрешения на строительство. В таких случаях разрешительные документы, а затем акт ввода в эксплуатацию выдает региональный орган охраны объектов культурного наследия.
Что такое защитная зона объекта культурного наследия?
Это территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Защитная зона объекта культурного наследия прекращает существование со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах охраны такого объекта культурного наследия, установленных в соответствии со статьей 34 Федерального закона.
Порядок действий для снятия защитной зоны объекта культурного наследия?
В случае распространения на ту или иную территорию действия защитных зон объектов культурного наследия для их снятия необходимо осуществить следующие действия:
1) определить количество объектов культурного наследия, действие защитной зоны которых распространяется на рассматриваемую территорию;
2) разработать проекты зон охраны соответствующих объектов культурного наследия и получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы данной проектной документации;
3) направить в региональный орган государственной охраны объектов культурного наследия для рассмотрения и утверждения в установленном законом порядке соответствующую проектную документацию с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы.
4) после принятия нормативного акта сведения об установленных зонах будут внесены в Единый реестр недвижимости и отобразятся на публичной кадастровой карте.
Что такое зоны охраны объектов культурного наследия?
Зоны охраны устанавливаются от границ территории объекта культурного наследия в целях обеспечения сохранности такого объекта в его исторической среде на сопряженной с ним территории и учитываются в документах территориального планирования. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия. При этом в рамках действующего законодательства разработка проектов зон охраны объекта культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.